Памяти Евгения Германовича Одиянкова. Мысли в пути о становлении кардиохирургии в Удмуртии
16 октября Евгению Германовичу Одиянкову, талантливому кардиохирургу, организатору, одному из создателей кардиохирургии в Удмуртии исполнилось бы 68 лет. «Самое главное было для него – отношение к людям. Он нас учил относиться к ним, как к самим себе. Он нас учил чувствовать чужую боль, потому что для него облегчать чужую быль было так же естественно, как дышать» - так говорят о нем его ученики и коллеги. Своими воспоминаниями делится кардиохирург Ильфат Исмагилович Фахреев.
Первая встреча
В сентябре 1975 года, будучи студентом первого курса Ижевского медицинского института, на доске объявлений морфологического корпуса ИГМИ я увидел объявление: «25 сентября на кафедре фармакологии состоится заседание СНО(студенческого научного общества) тема: "Актуальные вопросы трансплантации сердца".
"Странно, хирургическая тема, а обсуждают фармакологи, - подумал я- Вероятно, будут вопросы медикаментозной терапии реакции отторжения пересаженного сердца". Тем не менее, решил принять участие в этой секции. Каково же было мое удивление и радость, когда я увидел прекрасно оборудованную экспериментальную операционную с дыхательной аппаратурой, приборами контроля гемодинамики, операционным столом, хирургическим инструментарием, бестеневой лампой.
На секции присутствовали Евгений Германович Одиянков. Он только что закончил ИГМИ и первый год работал хирургом в сосудистом отделении 1 РКБ. Аспирант кафедры фармакологии Ураков А.Л.. Профессор Баранов А.Г. Из первокурсников был один я. Операции на сердце, пересадка сердца – это была моя мечта.
Тогда долго обсуждали наши планы, проблемы. Для операций на открытом сердце нужен аппарат, замещающий работу сердца и легких- аппарат искусственного кровообращения (АИК). Мне поручили заняться этим вопросом. Изготовить АИК в условиях студенческого научного кружка затея не простая. Но, несмотря на большие трудности с материалами, недостатком знаний, времени, к концу года удалось изготовить аппарат с насосом компрессионного типа.
Нам представлялось что он будет создавать гемолиз меньше, чем роликовые насосы. Предполагалось использовать аутооксигенацию за счёт лёгких экспериментальных животных. Летом 1976 года были проведены испытания на беспородных собаках.
Евгений Германович каждую неделю бывал на кафедре. Мы обсуждали проблемы с аппаратом, планы операций на открытом сердце в клинике. Эта работа занимала все свободное время. Иногда мы сутками занимались этой проблемой, не замечая времени.
В июле 1976 года я узнал, что в клинике общей хирургии на базе МСЧ "Ижмаш" имеется фирменный АИК Ленинградской фирмы "Красногвардеец" ИСЛ2. Профессор Захаров ИИ. планировал начать операции на открытом сердце в Ижевске. Однако в то время не удалось получить разрешения на эти операции. ИСЛ2 простоял без дела восемь лет. Я обратился к ректору ИГМИ профессору Данилову Г.Е. В результате переговоров АИК передали ИГМИ на кафедру фармакологии. И я собственноручно перевез его на кафедру.
Для нас это было чудо техники. Роликовые насосы, оксигенатор пузырькового типа, блок управления- все новенькое, сверкающее, даже в заводской смазке.
Осенью в группу пришли новые студенты. Среди них был Перевалов Александр Павлович. Он тоже хотел заниматься хирургией сердца. Мы и сейчас работаем вместе в Ижевском кардиоцентре. Он занимается рентгенохирургией.
В виду сложности задачи мы длительное время не могли использовать оксигенатор. Мы изучили специальную литературу, изменили конструкцию регулирующего клапана, использовали пеногаситель и задача была решена. Аппарат был успешно освоен на беспородных собаках. Наша работа заняла первое место среди других в конкурсе научно-технического творчества молодежи. Работа называлась "Методика полного искусственного кровообращения в эксперименте".
Мы уже планировали операции на открытом сердце в клинике. К тому же в1979 году в Ижевске открылся кардиоцентр. Однако прошло ещё десять лет прежде, чем Евгению Германовичу удалось получить разрешение на большую кардиохирургию в Удмуртии.
Рис. 1. Е.Г. Одиянков, Ю.В. Возмищев, И.И. Фахреев и А.А. Кириллов. Идёт операция на сердце
Кардиохирургия при диабете
В 1981 году после окончания института по государственному распределению я был направлен в Курганскую область. Интернатуру по хирургии я проходил под руководством профессора Гавриила Абрамовича Илизарова и Якова Давидовича Витебского. Четыре года я отработал в Сафакулевской ЦРБ единственным хирургом. Утром до обеда вел прием в поликлинике, после обеда оперировал. Работать приходилось в круглосуточном режиме. Кроме того, выполнял обязанности по судебно-медицинской экспертизе. Тем не менее я не потерял ни одного больного при разлитом гнойном перитоните.
Рис. 2. Ильфат Исмагилович Фахреев, кардиохирург, автор статьи
Через три года я поступил в клиническую ординатуру на кафедре общей хирургии ИГМИ под руководством профессора Муравьева М.Ф. на базе Ижевского кардиоцентра. За время обучения в ординатуре мной был освоен и внедрен в практику кардиоцентра метод трансплантации бета клеток поджелудочной железы при осложненном сахарном диабете. В частности, при диабетической ангиопатии нижних конечностей. Метод позволяет скорректировать неконтролируемую гипогликемию, на 37 % снизить дозу экзогенно-вводимого инсулина, на 10 % уменьшилось количество ампутаций конечностей, ограничиваясь малыми операциями. Было выполнено 117 операций с удовлетворительными результатами. Работа стала основой для разработки методических рекомендаций для врачей и кандидатской диссертации.
Создание большой кардиохирургии в Удмуртии
В 1988 году Евгений Германович добился разрешения на большую кардиохирургию в Удмуртии. Им впервые в Ижевске совместно с профессором В.И. Францевым из МОНИКИ были выполнены операции закрытой митральной комиссуротомии.
На очереди стояли операции на открытом сердце при врождённых, приобретенных пороках сердца, ишемической болезни сердца. Евгений Германович по договоренности с академиком Мешалкиным Е.Н. направил на специализацию бригаду врачей в Новосибирский институт патологии кровообращения.
В марте 1989 года бригада врачей в составе Ярославцевой Р.А., Писанко О.А. Кириллова А.А. Фахреева И.И. Халитова А.З. прибыла в Новосибирск. Мы были поражены техникой и результатами операций.
Дело в том, что большинство операций в клинике в то время выполнялось в условиях умеренной или углубленной гипотермической защиты. Без искусственного кровообращения и, соответственно, в условиях резкого дефицита времени. К примеру, коррекцию дефекта межпредсердной перегородки необходимо сделать за 5 минут. Поэтому каждое действие хирурга строго выверено и точно с прекрасным знанием хирургической патологии и анатомии сердца. Ведущий кардиохирург клиники профессор Е.Е.Литасова выполняла радикальную коррекцию тетрады Фалло за 30 минут.
Узнав, что я хирург она обязала меня присутствовать и участвовать во всех выполняемых ею операциях. За день она выполняла 5-7 радикальных операций. Елена Евгеньевна показывала и объясняла по ходу операции суть патологии кровообращения при данном пороке сердца и особенности операции. В последствии мне неоднократно приходилось быть на специализациях в ведущих кардиоцентрах, но по информативности, по желанию делиться своими результатами работы, знаниями я никогда и нигде не встречал.
Месяц пролетел незаметно и нам казалось, что мы готовы к самостоятельной работе на открытом сердце. Через несколько месяцев Евгений Германович пригласил бригаду кардиохирургов под руководством профессора Беляева А.И. из Саратова и совместно были выполнены операции на открытом сердце в условиях умеренной гипотермии. Впоследствии Одиянковым Е.Г. Возмищевым Ю.В. и др., в том числе и при моём участии, были выполнены сотни подобных операций с хорошими результатами.
В 1992 году под руководством Евгения Германовича мы приступили к освоению операций на открытом сердце в условиях искусственного кровообращения. Евгений Германович добился приобретения аппарата искусственного кровообращения и пригласил бригаду кардиохирургов под руководством профессора Полякова В.П. из Самарского кардиоцентра. Совместно были выполнены первые операции на сердце по протезированию митрального и аортального клапанов сердца искусственными протезами клапанов сердца. На очереди стояли операции при ишемической болезни сердца--операции аорто- и маммарно-коронарного шунтирования.
Евгений Германович приобрёл необходимое оборудование для коронарографии. Им были выполнены первые аутовенозные АКШ.
Рис. 3. И.И. Фахреев, Д. Гольдин. Первое маммарно-коронарное шунтирование в Удмуртии
Для освоения операции маммарно коронарного шунтирования я был отправлен на специализацию по коронарной хирургии у академика Акчурина Р.С. в клинике академика Е.И.Чазова. После этого мне c коллегами удалось выполнить первые в Ижевске операции маммарно-коронарного шунтирования. А также МКШ в сочетании с АКШ в условиях искусственного кровообращения, а в последствии в 2002 году на работающем сердце-off pump. В настоящее время это основной вид операций, выполняемых в кардиоцентре.
Евгений Германович Одиянков впервые в Ижевске выполнил операции при септальных дефектах, Бентало де Боно, пластику при АВК, АДЛВ. Он впервые в Ижевске выполнил большинство операций на сердце, организовал работу кардиохирургической службы и по праву является основателем кардиохирургии в Удмуртии.
Рис. 4. Первое маммарно-коронарное шунтирование в Ижевске. Доктора: И.И. Фахреев, Ю.В.Возмищев, А.В.Савельев
Летом 1996 года в клинику поступил ребенок с пороком сердца тетрада Фалло с частыми одышечно-цианотическими приступами (ОЦП). Каждый последующий приступ мог быть последним. Нами по экстренным показаниям была выполнена первая в Ижевске операция Блелока-Тауссиг. После операции приступы прекратились, ребенок порозовел, стал набирать вес. Сейчас ему 26 лет, работает телемастером. Подобные операции были выполнены так же больным с атрезией трикуспидального клапана сердца с удовлетворительными результатами.
В клинику стали поступать. больные с поражением трехстворчатого клапана на фоне инфекционного эндокардита. И.Фахреевым им были выполнены первые в Ижевске операции биопротезирования и протезирование механическим протезом трехстворчатого клапана с удовлетворительными результатами.
В 1997 году меня назначили заведующим отделением кардиохирургии. Хирурги Возмищев Ю.В. и Сава Л.Н. выполнили первые в Ижевске операции имплантации электрокардиостимуляторов с эндокардиальной стимуляцией при нарушениях ритма сердца.
Развитие кардиохирургии в Удмуртии. 2000-е годы
В 2002 году бригада кардиохирургов в составе, включая В.И.Полова, С.В.Анисимова и меня, была направлена на специализацию в С-Петербург в МАПО к профессору Шнейдеру Ю.А. по вопросам операций на открытом сердце при ишемической болезни сердца на работающем сердце.
Этот вид операции выполняется без искусственного кровообращения, требуется специальное оборудование для фиксации миокарда при выполнении операции. Больные переносят операции легче, потому что исключается. фактор искусственного кровообращения.
Рис. 5. Группа изучения регулируемых опорных колец. Сотрудники Института им. Бакулева, ФТИ УрО РАН и И.И. Фахреев во главе с академиком Л.А. Бокерия
В 2003 году бригада врачей в составе В.Н.Гуреевой, Ефремова Д.П., Д.В. Галина и меня, была направлена на специализацию в НЦ ССХ им. А.Н.Бакулева по вопросам хирургии врождённых пороков сердца у детей. После специализации в Ижевске начали оперировать детей младшего возраста с врождёнными пороками сердца, крайне редко стали отмечаться нарушения ритма сердца после пластики ДМЖП.
В мае 2005 года, по моему мнению, самым предательским, некорректным способом уволили главного врача и ведущего кардиохирурга Одиянкова Евгения Германовича. Началась чехарда с главными врачами. За короткое время поменялось четыре главных врача. Никто из них не имел отношения к практической кардиохирургии.
Несмотря на большие трудности мне удалось организовать специализацию по пластической хирургии сердца в НЦ ССХ им. А.Н.Бакулева у профессора Скопина И.И. Бригада из кардиохирургов включа В.О.Гайнутдинова, В.В.Рыкова и меня. Мы изучили особенности пластических операций на клапанном кольце, створках клапанов, на подклапанных структурах. Приобретенные знания и навыки мы применяем в практике.
В 2008 году обобщая свой накопленный опыт мной были запатентованы регулируемые опорные кольца клапанов сердца. Эти кольца клапанов сердца в отличие от других позволяют регулировать диаметр отверстия кольца клапана сердца в зависимости от функционального состояния сердца, корригируют остаточную регургитацию на клапане, предупреждают выполнение повторных операций, позволяют проводить титрования нагрузки на миокард при выраженной клапанной регургитации.
\
Рис. 6. Операция в кардиоцентре. Операция на сердце с искусственным кровообращением
Евгений Одиянков всегда поддерживал изобретателей и разработчиков
Мной были созданы первые опытные образцы регулируемых опорных колец клапанов сердца. Совместно с сотрудниками Физико-технического института УРО РАН Уральского отделения Российской академии наук Захаровым В.А., С.М.Молиным и В.И.Ладьяновым были созданы первые опытные образцы регулируемых опорных колец клапанов сердца с дистанционным управлением на основе магнитных полей.
Образцы регулируемых опорных колец клапанов сердца были представлены в НЦ ССХ им. А.Н.Бакулева. Академик РАМН профессор Бокерия Л.А. предложил проводить совместно НИОКР по данному проекту. У нас сложились хорошие рабочие отношения с профессором Фадеевым В.И., который курирует новые разработки в институте имени А.Н. Бакулева.
Важно отметить, что инициатива, инновационные проекты, рационализаторские проекты и изобретательская деятельность всегда находили понимание и поддержку в реализации у Евгения Германовича Одиянкова. В виду технической сложности в реализации проекта возникла необходимость в привлечении дополнительных инвестиций и специалистов, которые уже разрабатывают и производят стандартные опорные кольца клапанов сердца.
Таким предприятием явилось СКБ МТ из города Кирово-Чепецка под руководством А.Н.Анисимова. СКБ МТ имеет огромный опыт работы в данной области. Им созданы первые в стране искусственные протезы клапанов сердца и стандартные опорные кольца клапанов сердца, разрабатывалось искусственное сердце. СКБ МТ по нашей инициативе создало регулируемые опорные кольца в основе которого лежит наше изобретение.
Разработаны два вида колец:
-
1-регулируемые во ходе внутрисердечного этапа операции;
-
2-регулируемые в послеоперационном периоде дистанционно. В настоящее время мы работаем над созданием колец с программным управлением. Аналогов этих колец клапанов сердца нет, поэтому приходится многие вопросы решать впервые. Некоторые технические процессы, в виду малых размеров деталей, необходимо выполнять с использованием. микросхем и микроскопа.
В разработке проекта активное частие принимает концерн "Калашников".
Без Евгения Германовича Одиянкова остаются сложными вопросы финансирования и внедрения новых проектов и разработок. Это объясняется многим, в том числе, и тем, что в его лице мы потеряли не только талантливого врача, но и организатора, человека который понимал что нужно для развития медицины и как это внедрить на практике.