Постинсультная реабилитация: что нужно сделать и как в самый ранний период?
По статистике каждую минуту двадцать жителей нашей планете переносят инсульт. Каждую минуту 6-7 из них уходят от нас навсегда. Можно ли вернуть в общество и поставить на ноги выживших после инсульта? И как это сделать? Для семей, где поставлен диагноз «инсульт» , эти вопросы становятся по-настоящему жизненно важными.
Для пациентов, которые перенесли инсульт, есть два критических момента. Это первые два-три часа после приступа. За это время надо, во что бы то ни стало, успеть попасть в территориальный сосудистый центр. Тогда последствия могут быть не столь драматичными. Второй момент - это ранний восстановительный период, когда мозг сохраняет свою пластичность и восприимчивость к реабилитации и терапии. Продолжается он около двух-трех месяцев. О том, что делать пациентам и их близким в этот период, рассказывает Сергей Булдаков, невролог клиники «Медсервис» (Ижевск).
- Сергей Сергеевич, на бытовом уровне, говоря об инсульте, мы чаще всего подразумеваем его последствия в виде паралича одной из сторон тела, потерю дара речи. И очень часто потерянные функции организма не восстанавливаются. Или восстанавливаются очень медленно. Как выстроена система реабилитации этого заболевания?
- Известно, что инсульты бывают ишемическими и геморрагическими. Первые по своему характеру близки к инфаркту миокарда и сопровождаются острым нарушением питания головного мозга. Сужение или закупорка церебральных артерий в результате эмболии, тромбоза или сдавления внечерепных артерий приводит к голоданию клеток мозга и их смерти. Геморрагический инсульт — это прорыв сосуда на фоне высокого кровяного давления. Располагающими к нему факторами являются аномалии сосудов, травмы, нарушения свертывающей системы. Именно геморрагический инсульт является наиболее опасным. В зависимости от величины и расположения образовавшейся гематомы, симптоматика может быть самой разной, вплоть до летального исхода. Его лечение обычно требует операционного внедрения нейрохирургом в ткани головного мозга для того, чтобы удалить гематому. Если это не сделано, то шансы на реабилитацию серьезно сокращаются.
Очень важно правильно выстроить стратегию реабилитации именно на раннем этапе. В России действует программа территориальных сосудистых центров. У нас в городе и республике их два. Один на базе Первой РКБ, второй - ГКБ № 6, то есть автозаводской сосудистый центр. Со своими задачами они очень хорошо справляются —диагностикой, выявлением очага поражения головного мозга, терапией в острой стадии и хирургическим вмешательством по показаниям - то есть сведением к минимуму смертности при инсультах в острейшем периоде. Второй этап — это первичная реабилитация в специализированных санаторно-курортных учреждениях. Продолжается этот процесс около полутора месяцев. Далее пациент выписывается и вот тогда часто оказывается без специализированного медицинского наблюдения на дому или даже в поликлинике из-за нехватки специалистов. Хотя сам восстановительный период еще не завершен. Более того, месяц-другой мозг остается пластичным, пытается восстановиться. И этот период, когда человек может достичь определенного уровня здоровья и работоспособности, по сути выпадает из поля зрения невролога. Более того, в этот период у пациента, находящегося без медицинского наблюдения, риски развития разных патологий и даже повторных инсультов очень высоки.
- То есть, у пациента, перенесшего инсульт есть два-три месяца, когда организм может серьезно восстановиться. Но они часто выпадают из системы здравоохранения. Давайте начнем с рисков. Какие они в этот период?
- Я уже говорил о том, что в течении двух-трех месяцев головной мозг сохраняется высокую пластичность. Он начинает перестройку своих сосудистых систем, перенаправляет кровоток, перегружаются мелкие сосуды. Более того, на восстановление функций головного мозга расходуется очень много ресурсов, включая питательные вещества, кислород. Нагрузка на сердечно-сосудистую систему увеличивается. Кровяное давление становится нестабильным. Это состояние усугубляется при наличии у пациента сердечно-сосудистых заболеваний, а чаще всего так и бывает. Речь идет о гипертонии, ишемической болезни сердца, ревматизме сердечно-сосудистой системы, нарушениях сердечного ритма, особенно постоянных формах фибрилляций предсердий. Создаются условия для повторного инсульта.
Если пациент не получил должного медицинского внимания в ранний восстановительный период, то впоследствии также высока вероятность дебюта синдрома Паркинсона, различного рода интеллектуальных нарушений вплоть до деменции. Я уж не говорю у нарушениях, оставшихся после инсульта и приводящих к инвалидности или потере работы.
- Что такое «должное» медицинское внимание? Пациент же наблюдается участковым терапевтом.
- У участкового терапевта из-за перегрузки современной медицинской системы к сожалению другая задача. Она сводится к тому, чтобы по возможности в минимально установленные сроки закрыть лист нетрудоспособности. А в ранний восстановительный период, когда человек уже получил помощь в сердечно-сосудистом центре, прошел санаторно-курортное лечение, его должны сопровождать еще, как минимум, два узких специалиста. Это кардиолог и невролог. Как я уже говорил выше, восстановительные процессы головного мозга сопровождаются повышением нагрузки на сердечно-сосудистую систему. В этот период кардиолог должен стабилизировать кровяное давление на том уровне, при котором невролог сможет результативно применять медицинские препараты и другие методы лечения, включая лечебную физкультуру, особый режим и прочее. Еще одна задача кардиолога — свести к минимуму возможность повторного инсульта, уменьшая факторы риска.
- На какие результаты можно надеяться по завершению раннего реабилитационного периода?
- Все очень индивидуально и зависит от разных факторов: насколько быстро пациент попал в сосудистый центр, какой вид инсульта и насколько он обширен, какие сопутствующие заболевания у пациента присутствуют. Очень сложно сделать положительный прогноз, если не показано оперативное удаление внутримозговой гематомы или инсульт вызван онкологией с поражением головного мозга например.
В любом случае, с учетом современных возможностей кардиологии и неврологии можно говорить о том, что у нас есть ответы на многие вызовы. Паралич половины тела, который врачи называют гемипарезом, нарушения координаторных функций мозжечка и вестибулярного аппарата, подкорковые поражения, то есть явления а-ля синдром Паркинсона - все это можно реабилитировать в той или иной степени, применив соответствующую терапию, которая будут нацелена на зону поражения, лечебную физкультуру, последовательный охранительный режим. Конечно, мы не можем говорить о 100% реабилитации, но на 90% или менее утраченные функции восстановить реально. Человек может восстановиться как личность, вернуться к работе. Нет таких нарушений, которые совсем нельзя было бы откоррегировать.
- То, что что-то можно сделать, стало понятным. Остается вопрос — как? Куда звонить, что писать в поисковике в Интернете в подобной ситуации?
- То, что пациент в этот сложный период должен находится под наблюдением врачей, в частности кардиолога и невролога, — это понятно. Поэтому сразу же после выписки из сосудистого центра или санатория надо обратиться к соответствующим специалистам. Другое дело, что в действующей системе здравоохранения сделать это будет непросто. Таких программ у государства нет. И небольшие частные клиники тоже не всегда готовы к постинсультной реабилитации пациентов. Для этого надо иметь и специалистов, и оборудование, и опыт. В клинике «Медсервис» реализована специальная программа «Бригады постинсультной реабилитации раннего восстановительного периода». В состав бригад входят кардиолог и невролог. Помимо них, в зависимости от показаний, в программу включаются врач ЛФК, массажист, логопед, психолог, психиатр, сестры-сиделки, внутривенные инъекции и т.д.
- К сожалению, не все проходят через сосудистые центры. Как быть в этом случае?
- Действительно, такие случаи далеко не редкость по разным причинам. Пациенту может изначально быть противопоказана транспортировка. Очень часто бывают случаи, когда люди, особенно пожилые, живут одни и их находят родственники через неделю или две после перенесенного инсульта. Слава богу, что они выжили, но, как правило, эти ситуации уже вне компетенции сосудистых центров. Для этих людей программа «Бригады постинсультной реабилитации раннего восстановительного периода» становится еще более актуальной. Я уверен в квалификации специалистов клиники «Медсервис», наличии необходимой материально- технической базы. Мы пришли к программе не только исходя из того, что проблема социально острая. Мы пришли исходя из профессионального и, что очень важно, личного опыта. Поэтому понимаем боль людей, их страдания, как самих пострадавших, так и их близких. И что самое главное, мы знаем, что нужно делать, чтобы появились результаты.