8 мая 2020
«У нас Вы будете только Милочкой!» – народная хроника войны
Доктор Надежда Евсеева, врач-кардиолог, рассказывает: "Моя бабушка – Баженова Людмила Федоровна - так вспоминала о Великой Отечественной войне…"
Бабушка с дедушкой были женаты всего 3 месяца, когда дедушку, Баженова Василия Григорьевича, призвали в армию, а после службы в армии сразу же направили на Финскую войну. Связь с ним прервалась, родные ничего не знали о Василии. Его считали погибшим.
А бабушка уже была в положении, родила сына Васю. И вдруг, неожиданно для всех, дедушка приехал домой. Ему дали увольнительную после лечения в госпитале. Вот было радости! Когда они все втроем пошли в гости в другую деревню, оказалось, что там болен ребенок. Маленький сын сразу же «подхватил» инфекцию, болезнь протекала стремительно и тяжело. Ребенок умер. Бабушка была подавлена этой потерей, находилась в тяжелом психологическом состоянии. А дедушка вновь уехал в армию. Жила бабушка со свекровью и свекром. Всегда очень тепло о них отзывалась. Те были добрейшими людьми, относились к невестке, как к родной дочери.
По пути к месту назначения эшелон не раз подвергался авианалетам. Как рассказывала бабушка, это было очень страшное зрелище. По инструкции, надо было обязательно покинуть состав. Они бежали к лесу, но многие падали замертво на бегу. После одного из налетов бабушка увидела свою подругу, с которой ехала вместе. У нее осколками был распорот живот, кишки вываливались из раны. Девушка кричала, прося застрелить ее. Она по какой-то причине не успела выбежать из поезда, и бомба попала прямо в их вагон. Бабушке тогда повезло, она уцелела.
Бабушку очень ценили как связистку. В их подразделении только она владела аппаратом связи СТ. Это аппарат дальней связи. Не один раз бабушке приходилось слышать голос И.В.Сталина и принимать его распоряжения. «Минутачку падаждытэ...», - говорил. Голос у него был с акцентом, всегда твердый, спокойный, уверенный. Он четко говорил о передислокациях, какая техника, в каком количестве, сколько людей должны прибыть, в какое время. И все выполнялось в точности в соответствии с его распоряжениями.
Cанитарка допыталась, какова причина того, что Людмила все плачет. Рассказала об этом доктору. Он по-отцовски ее отругал, говоря, что он работает один, без санитарки, специально организовал индивидуальный пост для нее, потому что та является ценной связисткой, а она всякую ерунду себе придумывает.
И еще раз счастливая звезда помогла бабушке спастись. На переправе грузовик с людьми перевозили на плавучих понтонах через реку. Понтон не выдержал и грузовик провалился в воду. Начали тонуть. Бабушка сидела около окна, смогла выбраться через окно. Еще одна девушка ухватилась за нее, и они выплыли на берег. Остальные утонули.
В 1943 году под Житомиром проходила линия фронта. Из бабушкиного отряда направили группу, состоящую из трех бойцов, - один мужчина, по фамилии Андреев, девушка-казачка и моя бабушка, - с донесением в район Житомира. Надо было переходить линию фронта. Перебрались они успешно, выполнили задание, Андреев оставил девушек на дому у одной женщины, жены партизана, а сам отправился еще выполнять задания штаба. Два дня ждали его девушки. Хозяйка была очень добрая, у нее были две маленькие дочки. Есть практически было нечего. Но она кормила девушек, варила им мелкую-мелкую, как горох, картошку. Наконец, Андреев вернулся. Все выполнил, сказал, что завтра утром надо будет возвращаться. Дело было поздней осенью.
Утром, когда выглянули на улицу, оказалось, что выпал снег. Все было кругом белым-бело. Надо было пересекать линию фронта, а у группы бойцов нет маскировочных халатов. Тогда хозяйка дала им свои белые вещи - простыню, скатерку, а для бабушки порвала нижнюю белую юбку с кружевами. Так они замаскировались и благополучно вернулись в отряд. Девушки в отряде причитали, что уже трижды хоронили Милу, а она возвращалась живая, говорили, что это хорошая примета и сейчас она непременно должна встретиться с мужем.
В отряд, где служила бабушка, прибыл высокий статный офицер. Он зашел погреться в землянку, где находилась бабушка с другими девушками. Девушки отдыхали. Бабушка не спала, дежурила, чтоб не заснуть (не спала уже две ночи), смачивала все время глаза водой. Она сразу же задала вопрос офицеру, кто он и с какой целью прибыл. Военный представился, назвал свою часть. Бабушка сразу поняла, что это часть, где служит ее муж. Она спросила военного, не знает ли тот Баженова Василия Григорьевича? Офицер внимательно смотрел на бабушку – он узнал ее по фотографиям Василия, своего военного товарища, с которым вместе служил. Он знал, что Людмила – жена Васи. Боец подошел к бабушке и спросил ее напрямик: «Вы ведь Людмила?» Бабушка и сама не может понять, чего она испугалась и стала отрицать, что она Людмила. А девчонки все это слышали, сидели и хохотали над ней. Но военный повторил: «А ведь Вы все же Людмила!» Он сказал, что служит с Васей. Но бабушка была очень стеснительная и не поддержала разговор.
Вскоре в отряд позвонили и попросили к телефону пригласить Баженову Людмилу. Это был звонок из дедушкиного подразделения. Командир очень уважал Василия Григорьевича. Тот был офицером - надежным, трудолюбивым, аккуратным, на которого можно было всегда положиться. И вот дедушка стал договариваться с бабушкой, что приедет к ней. Бабушка услышала в трубку слова командира, обращенные к деду: «Кто она по званию? Рядовая? Разве офицер ездит к рядовой? Это рядовая должна приехать к офицеру!» Бабушке разрешили увольнение для встречи с мужем ровно на 21 час. Дедушкина часть располагалась не так далеко, в 72 км. За бабушкой прибыл грузовик, она села в крытый кузов, дело было недалеко от линии фронта, ехать небезопасно и бабушке для охраны выделили автоматчика. В кузове грузовика они поехали с автоматчиком Финочкиным в дедушкину часть.
Бабушка осталась служить вместе с дедушкой. Командир у них был добрейшим человеком. У него во время войны погибла вся семья, дом в Днепропетровске разбомбили, погибла жена, а сын не вернулся с фронта. И он по-отцовски относился к бабушке с дедушкой. Бабушке сказал сразу: «У нас Вы будете только Милочкой!». Так и звал ее всегда.
Потом они воевали в Европе – В Австрии, дошли до Берлина. И после войны еще оставались в Германии. Дедушка служил, как военный офицер, пока не демобилизовался. Там же, в Германии, в городке Лукенвальд, у них родился сын – мой папа Баженов Сергей Васильевич.
Вот то, что я могу рассказать по бабушкиным воспоминаниям о войне…
Бабушка с дедушкой были женаты всего 3 месяца, когда дедушку, Баженова Василия Григорьевича, призвали в армию, а после службы в армии сразу же направили на Финскую войну. Связь с ним прервалась, родные ничего не знали о Василии. Его считали погибшим.
А бабушка уже была в положении, родила сына Васю. И вдруг, неожиданно для всех, дедушка приехал домой. Ему дали увольнительную после лечения в госпитале. Вот было радости! Когда они все втроем пошли в гости в другую деревню, оказалось, что там болен ребенок. Маленький сын сразу же «подхватил» инфекцию, болезнь протекала стремительно и тяжело. Ребенок умер. Бабушка была подавлена этой потерей, находилась в тяжелом психологическом состоянии. А дедушка вновь уехал в армию. Жила бабушка со свекровью и свекром. Всегда очень тепло о них отзывалась. Те были добрейшими людьми, относились к невестке, как к родной дочери.
Дедушка просил бабушку записаться добровольцем
Вскоре, через несколько месяцев, началась Великая Отечественная война. Дедушка смог передать записку своей жене, проезжая через станцию Балезино. В записке он просил свою Милу (так он звал жену), чтоб та записалась добровольцем на курсы связистов с последующим распределением в полк связи Романенко, где служил дед. Дедушка хотел, чтоб они с женой воевали вместе, рядом. Бабушка записалась на курсы связистов, но распределиться по ее желанию не получилось. В это время шли ожесточенные бои за Сталинград. И девушек-связисток, закончивших курсы, направили эшелоном туда, под Сталинград.По пути к месту назначения эшелон не раз подвергался авианалетам. Как рассказывала бабушка, это было очень страшное зрелище. По инструкции, надо было обязательно покинуть состав. Они бежали к лесу, но многие падали замертво на бегу. После одного из налетов бабушка увидела свою подругу, с которой ехала вместе. У нее осколками был распорот живот, кишки вываливались из раны. Девушка кричала, прося застрелить ее. Она по какой-то причине не успела выбежать из поезда, и бомба попала прямо в их вагон. Бабушке тогда повезло, она уцелела.
«Минутачку падаждытэ...», - общалась со Сталиным
Она воевала на передовой, проводя связь. Это было самое «пекло», откуда практически невозможно было выйти живым. Как рассказывала бабушка, как только начиналось наступление пехоты, сразу же, в первые минуты боя, половина бойцов погибало. Все связисты, санитары в полку были молодыми женщинами.Бабушку очень ценили как связистку. В их подразделении только она владела аппаратом связи СТ. Это аппарат дальней связи. Не один раз бабушке приходилось слышать голос И.В.Сталина и принимать его распоряжения. «Минутачку падаждытэ...», - говорил. Голос у него был с акцентом, всегда твердый, спокойный, уверенный. Он четко говорил о передислокациях, какая техника, в каком количестве, сколько людей должны прибыть, в какое время. И все выполнялось в точности в соответствии с его распоряжениями.
Бабушка думала, что она очень тяжело ранена и не выживет
Однажды, когда бабушка прилегла отдохнуть в лагере, начался обстрел, взрыв раздался рядом с ее палаткой. Она потеряла сознание. А когда пришла в себя, то ухо не слышало, а из грудины торчала огромная щепка, оторвавшаяся от дерева. Бабушке оказали помощь. Но в госпиталь не отправили, как других девушек, а оставили лечиться прямо в отряде. Она была совсем юная, ей было 22 года. И она боялась напрямую задать доктору вопрос – почему всех направили в госпиталь, а ее нет. За ней индивидуально ухаживала санитарка, которую сняли с работы в МПП. Бабушка-то думала, что она очень тяжело ранена и не выживет, поэтому ее оставили умирать прямо в отряде. И еще считала, что ее оставили, потому что она удмуртка. Она из-за этого все время плакала, но никому ничего не говорила.Cанитарка допыталась, какова причина того, что Людмила все плачет. Рассказала об этом доктору. Он по-отцовски ее отругал, говоря, что он работает один, без санитарки, специально организовал индивидуальный пост для нее, потому что та является ценной связисткой, а она всякую ерунду себе придумывает.
В отряде их уже считали погибшими...
Еще один случай рассказала бабушка, когда смерть только чудом миновала ее. Бабушка с другими девушками-связистками ехали в грузовике. При подъеме в гору грузовик сломался, водитель отпустил девушек погулять, пока он чинит автомобиль. Девчонки все молодые, хоть и война – хотелось поозорничать, побегать. И вот они стали играть, гоняться друг за другом, побежали со смехом на гору. Бабушка отстала. А наверху, на горе, раздались автоматные очереди. Там были фашисты. Они расстреляли всех девушек. Бабушка, услышав выстрелы, бросилась к грузовику, она помнила, что там знамя и документы. Схватила их, спрятала под гимнастерку и побежала в лес. Там нашла водителя и они вдвоем по карте стали пробираться в отряд. В отряде их уже считали погибшими. Обрадовались, когда они вернулись живыми, со знаменем и документами.И еще раз счастливая звезда помогла бабушке спастись. На переправе грузовик с людьми перевозили на плавучих понтонах через реку. Понтон не выдержал и грузовик провалился в воду. Начали тонуть. Бабушка сидела около окна, смогла выбраться через окно. Еще одна девушка ухватилась за нее, и они выплыли на берег. Остальные утонули.
Те, кто лежал на снегу быстро промерзали и тогда менялись местами
На войне было очень тяжело физически. Холодно, не досыпали, не доедали. Совершали марш-броски на большие расстояния без сна и отдыха. Вот что рассказывала бабушка: когда они совершали передислокацию, то чтобы дать друг другу возможность хоть немного поспать, шли очень плотным строем, прижимая друг друга. Один спит на ходу, другие его прижимают, контролируя, чтоб тот не упал. Потом меняются. А когда зимой останавливались в лесу на ночевку, то на снег кидали еловый лапник, ложились на него в шинелях. Сверху вторым слоем ложились еще люди. Нижние, лежащие на снегу, быстро промерзали, тогда «слои» менялись местами. Верхние ложились вниз. Так и спали…В 1943 году под Житомиром проходила линия фронта. Из бабушкиного отряда направили группу, состоящую из трех бойцов, - один мужчина, по фамилии Андреев, девушка-казачка и моя бабушка, - с донесением в район Житомира. Надо было переходить линию фронта. Перебрались они успешно, выполнили задание, Андреев оставил девушек на дому у одной женщины, жены партизана, а сам отправился еще выполнять задания штаба. Два дня ждали его девушки. Хозяйка была очень добрая, у нее были две маленькие дочки. Есть практически было нечего. Но она кормила девушек, варила им мелкую-мелкую, как горох, картошку. Наконец, Андреев вернулся. Все выполнил, сказал, что завтра утром надо будет возвращаться. Дело было поздней осенью.
Утром, когда выглянули на улицу, оказалось, что выпал снег. Все было кругом белым-бело. Надо было пересекать линию фронта, а у группы бойцов нет маскировочных халатов. Тогда хозяйка дала им свои белые вещи - простыню, скатерку, а для бабушки порвала нижнюю белую юбку с кружевами. Так они замаскировались и благополучно вернулись в отряд. Девушки в отряде причитали, что уже трижды хоронили Милу, а она возвращалась живая, говорили, что это хорошая примета и сейчас она непременно должна встретиться с мужем.
Встреча с любимым мужем - думали, что офицер «кадрит» девушку
В 1943 году бабушка с дедушкой наконец-то встретились. До этого только переписывались через полевую почту. Вот как это произошло…В отряд, где служила бабушка, прибыл высокий статный офицер. Он зашел погреться в землянку, где находилась бабушка с другими девушками. Девушки отдыхали. Бабушка не спала, дежурила, чтоб не заснуть (не спала уже две ночи), смачивала все время глаза водой. Она сразу же задала вопрос офицеру, кто он и с какой целью прибыл. Военный представился, назвал свою часть. Бабушка сразу поняла, что это часть, где служит ее муж. Она спросила военного, не знает ли тот Баженова Василия Григорьевича? Офицер внимательно смотрел на бабушку – он узнал ее по фотографиям Василия, своего военного товарища, с которым вместе служил. Он знал, что Людмила – жена Васи. Боец подошел к бабушке и спросил ее напрямик: «Вы ведь Людмила?» Бабушка и сама не может понять, чего она испугалась и стала отрицать, что она Людмила. А девчонки все это слышали, сидели и хохотали над ней. Но военный повторил: «А ведь Вы все же Людмила!» Он сказал, что служит с Васей. Но бабушка была очень стеснительная и не поддержала разговор.
Вскоре в отряд позвонили и попросили к телефону пригласить Баженову Людмилу. Это был звонок из дедушкиного подразделения. Командир очень уважал Василия Григорьевича. Тот был офицером - надежным, трудолюбивым, аккуратным, на которого можно было всегда положиться. И вот дедушка стал договариваться с бабушкой, что приедет к ней. Бабушка услышала в трубку слова командира, обращенные к деду: «Кто она по званию? Рядовая? Разве офицер ездит к рядовой? Это рядовая должна приехать к офицеру!» Бабушке разрешили увольнение для встречи с мужем ровно на 21 час. Дедушкина часть располагалась не так далеко, в 72 км. За бабушкой прибыл грузовик, она села в крытый кузов, дело было недалеко от линии фронта, ехать небезопасно и бабушке для охраны выделили автоматчика. В кузове грузовика они поехали с автоматчиком Финочкиным в дедушкину часть.
Бабушка едет и думает: «И кто же я ему – жена или нет? Ведь были женаты всего три месяца. Хоть и ребенок был у нас…». Грузовик прибыл к штабу, где служил дедушка, бойцы побежали смотреть на жену офицера, а ее не видно. Вышел дедушка: «А где же Мила? Не приехала, что ли?». Финочкин отвечает: «Да приехала она – в кузове спряталась и выходить не хочет!» Они ведь очень долго не виделись, поженились совсем молодыми. Бабушка успела отвыкнуть от мужа, очень стеснялась. Наконец ее удалось «выманить» из грузовика. Для встречи мужа и жены попросили хозяйку одного дома накрыть стол. Стол накрыли, отварили картошки, бабушка с дедушкой сели за стол. Дедушка все расспрашивает ее, а она молчит, как воды в рот набрала. Стеснялась… А хозяйка с другими женщинами смотрели недобрыми глазами на них, с укором. Они не поняли, что это муж встретил на войне свою законную жену, думали, что офицер «кадрит» девушку. Но вскоре все прояснилось. Женщины совершенно поменялись в лице – были очень рады за бабушку с дедушкой, поздравляли их, нашли где-то самогона, дали выпить ради такого счастливого случая. Только после этого бабушка начала «оттаивать», разговорилась и все время увольнения они проговорили друг с другом.
Там же, в Германии, в городке Лукенвальд, у них родился сын – мой папа Баженов Сергей Васильевич
Дедушка сказал жене, что переведет ее к себе в часть. Но бабушка сомневалась, что что-либо выйдет. Ведь надо было взамен найти связистку такой же квалификации. Командир дедушкиной части пообещал бабушкиному командиру, что взамен пришлет такую же связистку. Но таких связисток не было в отряде. Пришлось пойти на хитрость. И, взамен бабушки, в ее часть направили повариху. Но все как-то обошлось. Хотя из-за страха наказания бабушка потеряла связь со своей бывшей частью, однополчанами, военными подругами. Только после войны разыскала некоторых из них.Бабушка осталась служить вместе с дедушкой. Командир у них был добрейшим человеком. У него во время войны погибла вся семья, дом в Днепропетровске разбомбили, погибла жена, а сын не вернулся с фронта. И он по-отцовски относился к бабушке с дедушкой. Бабушке сказал сразу: «У нас Вы будете только Милочкой!». Так и звал ее всегда.
Потом они воевали в Европе – В Австрии, дошли до Берлина. И после войны еще оставались в Германии. Дедушка служил, как военный офицер, пока не демобилизовался. Там же, в Германии, в городке Лукенвальд, у них родился сын – мой папа Баженов Сергей Васильевич.
Вот то, что я могу рассказать по бабушкиным воспоминаниям о войне…